Продолжаем осмотр:
двигатель и подвеска
Итак, если после первого знакомства с автомобилем, проверки состояния его кузова и салона вам не захотелось уйти от него подальше, а напротив, вы чувствуете, что эта машина заслуживает более пристального внимания, приступайте к осмотру и проверке его двигателя и подвески. Я расскажу о том, как проверить состояние этих агрегатов прямо на месте продажи (например, на
автомобильном рынке).
Чтобы проверить исправность амортизаторов, сильно и резко нажмите на крыло автомобиля (при проверке передних амортизаторов — на переднее крыло, задних — на заднее крыло). Кузов автомобиля с нормальными рабочими амортизаторами должен вернуться в первоначальное состояние неподвижности не более чем после одного-двух качков.
По возможности оцените внешний вид амортизаторов: на них не должно быть потеков. Однако помните, что полностью проверить состояние и работоспособность амортизаторов можно только на специальном стенде, а эта услуга стоит недешево.
ВНИМАНИЕ:
По-настоящему реально оценить состояние автомобиля вы сможете только в том случае, если есть возможность заехать на эстакаду или смотровую яму либо поднять машину на подъемник. Это позволит вам посмотреть не только состояние подвески, но и других узлов и агрегатов, доступ к которым осуществляется снизу, а также увидеть, в каком состоянии находится днище автомобиля. Особое внимание днищу надо уделить при осмотре очень старых иностранных машин.
Коробка передач и ведущий мост должны быть сухими: наличие потеков масла на них не допускается. Резиновый кожух карданного вала должен быть целым, без трещин и разрывов.
Особое внимание обратите на крепления рычагов подвески автомобиля к его кузову: если продольная балка была немного деформирована, то нередко ее не выпрямляют, а оставляют как есть. При этом рычаг подвески выравнивается с помощью шайб и прокладок.
Не поленитесь взглянуть на трос стояночного тормоза — он должен быть смазан. Вроде бы мелочь, но она в какой-то степени характеризует отношение прежнего хозяина к своему автомобилю.
Какой бы автомобиль вы ни покупали, обязательно посмотрите, на состояния его тормозных трубок (шлангов). Они должны быть обязательно целыми, не ржавыми, и на них не должно быть следов тормозной жидкости. Если вы видите, что тормозные трубки (шланги) в плохом состоянии, либо отказывайтесь от покупки автомобиля, либо меняйте их сразу же после покупки.
Очень важно при покупке машины проверить работу тормозной системы. Чтобы оценить состояние стояночного тормоза («ручника»), затяните полностью до отказа его рычаг, затем включите первую передачу и плавно отпускайте сцепление. Если «ручник» работает нормально, то двигатель заглохнет. Но если машина при затянутом стояночном тормозе может ехать — это плохой признак. В таком случае необходимо проверить и обычный тормоз. Рекомендуется делать это следующим образом. Левой ногой работайте со сцеплением, а правую поставьте наискось таким образом, чтобы носком нажимать на педаль тормоза, а пяткой — на педаль газа. Включите первую передачу и попробуйте сдвинуть автомобиль с места, нажимая одновременно на газ и на тормоз. Если машина едет, значит, тормоза неисправны. Причиной может являться, например, износ тормозных колодок или износ тормозных дисков и барабанов, наличие воздуха в тормозной системе и др.
После проверки тормозов можете оценить работу сцепления. Заведите двигатель, выжмите сцепление и послушайте, как оно работает. Если слышится характерное тихое шипение — это с высокой долей вероятности может свидетельствовать о том, что упорный подшипник сильно изношен или вообще почти разрушен. Попробуйте при включенном двигателе, выжав сцепление, поочередно попереключать передачи: если они переключаются с трудом, и этот процесс сопровождается шумом или скрежетом, значит, сцепление полностью не выключается.
Включите первую передачу, троньтесь с места и обратите внимание на то, при каком положении педали сцепления автомобиль начал движение. Если он тронулся, как только вы немного отпустили педаль сцепления, значит, скорее всего, сцепление в хорошем состоянии. А вот если для того чтобы машина тронулась с места, вам пришлось отпустить педаль сцепления почти полностью, значит, оно сильно изношено и в скором времени потребует ремонта или замены. Возможно, для ремонта сцепления достаточно будет переклепать накладку, это обойдется недорого. Но не исключен вариант, при котором придется менять полностью сцепление в сборе (корзину, диск и выжимной подшипник) — это уже может влететь в неплохую копеечку.
Проверить работу трансмиссии можно следующим образом: заведите двигатель, включите задний ход, сдайте на несколъко метров назад, выжмите сцепление, включите первую передачу и начните движение вперед. Если при выполнении данного маневра вы услышите характерный щелчок к ведущем мосту либо в коробке передач — это с высокой степенью достоверности будет свидетельствовать о значительном износе трансмиссии. Чем этот щелчок будет громче, тем сильнее изношена трансмиссия.
Выше я уже говорил о том, что люфт полуосей можно пронерить вращением их взад-вперед. Небольшой люфт допустим, но большим он быть не должен. При возникновении каких-либо сомнений проверьте машину на поворотах при совершении пробной поездки. Если при движении на поворотах слышен хруст, это говорит о неисправности шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов).
Прежде чем проверить двигатель в работе, загляните под капот. Мотор машины должен выглядеть опрятно, быть чистым и сухим, без потеков, грязи и т. п.
Обратите внимание на состояние его болтов: если вы видите, что многие болты имеют сорванные грани или являются помятыми, это может свидетельствовать о том, что двигатель часто ремонтировали дилетанты. Но даже если на двигателе вы обнаружили масляные пятна, это еще не значит, что мотор «безнадежно болен».
Важно понять, что это за пятна и в результате чего они могли появиться. Например, если потеки масла и пятна видны возле маслоналивного отверстия или в районе отверстия, предназначенного для слива масла, скорее всего, для волнения причин нет: просто неаккуратно была выполнена замена масла.
ВНИМАНИЕ:
Один из самых опасных симптомов — потеки бензина и бензиновые пятна на двигателе машины. От покупки такого автомобиля следует немедленно отказаться. Помните: это чревато возгоранием автомобиля, что чрезвычайно опасно как для людей (находящихся в данной машине или в непосредственной от нее близости), так и для других находящихся неподалеку автомобилей.
После того как вы проверите внешний вид двигателя и совершите пробную поездку на машине, осмотрите мотор еще раз: возможно, перед продажей его хорошенько вымыли и привели в порядок, а после пробной поездки на нем появятся масляные или бензиновые пятна либо обнаружатся следы подтекания охлаждающей жидкости.
Некоторые потенциальные покупатели сразу отказываются и от приобретения автомобиля только по той причине, что обнаружили под капотом следы охлаждающей жидкости. На самом же деле не критично, если жидкость подтекает из-за переполнения емкостей либо подтекания радиатора. А вот если вы обнаружили следы охлаждающей жидкости на шланге, который соединяет радиатор с расширительным бачком, если на этом шланге имеются трещинки, если он пористый — псе это может свидетельствовать о солидном возрасте мотора.
В целом, о состоянии любого двигателя может много интересного поведать залитое в него масло. Но только в том случае, если перед продажей машины его не поменяли, как любят делать многие продавцы. В частности, вы не можете быть уверены в том, что прокладка головки блока цилиндров не является пробитой и в моторное масло не попадает охлаждающая жидкость.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Некоторые продавцы подержанных машин специально перед продажей заливают в двигатель слишком густое масло, чтобы хоть немного приглушить его шумную работу. Как правило, опытный автомобилист на ощупь может определить вязкость масла.
Проверить исправность прокладки головки блока можно иначе. Для этого заведите мотор и, пока еще он не прогрелся, откройте бачок охлаждающей жидкости и загляните в него. Если вы увидите, что из охлаждающей жидкости вверх поднимаются пузыри, это может говорить о том, что пробита прокладка головки блока цилиндров (хотя нельзя утверждать это на 100 %). Кстати, если на поверхности радиатора вы обнаружите масляные пятна, это тоже может служить подтверждением выхода из строя прокладки головки блока цилиндров.
При внешнем осмотре двигателя обязательно обратите внимание на состояние проводов системы зажигания. Если они недостаточно гибкие, имеют следы окисления, трещины — это серьезный недостаток, который особенно явно проявляется в сырую погоду (машина плохо заводится, мотор работает нестабильно, «троит» и т. п.). Кроме того, внимательно осмотрите крышку распределителя зажигания, в первую очередь на наличие на ней трещин (их не должно быть ни в коем случае).
Если двигатель машины чисто вымыт, но на нем в некоторых местах видны следы ржавчины, а также заметно шелушение краски, это явный признак того, что мотор помыли непосредственно перед продажей автомобиля. Помните: если за двигателем ухаживать регулярно, вероятность появления подобных «симптомов» крайне невелика.
Итак, если внешний осмотр двигателя не вызвал у вас никаких нареканий, попросите продавца завести его. Учтите, что исправный мотор, даже будучи холодным, должен завестись без проблем и сразу начать работать ровно и стабильно.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если двигатель машины исправен, то проблемы с его запуском чаще всего возникают из-за плохого аккумулятора либо из-за проблем с зажиганием или со свечами. Отметим, что многие продавцы специально ставят на продаваемую машину плохой аккумулятор, а себе оставляют хороший(например everstart batteries). Любят это дело продавцы отечественных машин. В принципе, если автомобиль достоин внимания и единственная проблема — это аккумулятор, то отказываться от покупки, конечно, не стоит. Что касается проблем с зажиганием, это более серьезно, и, скорее всего, от покупки такой машины лучше воздержаться. А вот замена свечей — операция несложная и относительно недорогая.
Если машина плохо заводится и продавец утверждает, что дело в аккумуляторе, это несложно проверить: попросите завести машину от другого аккумулятора (например, попросив у кого-нибудь «прикурить»). Если проверка покажет, что машина заводится нормально, — все в порядке.
Если мотор неисправен, то причиной проблем с запуском может являться недостаточная компрессия в цилиндрах. Низкая компрессия (кстати, для ее измерения существуют специальные приборы — компрессометры) свидетельствует о сильной степени износа поршней или цилиндров. Для устранения подобной неисправности придется делать капитальный ремонт двигателя, а это в наше время стоит больших денег. И поэтому при возникновении подозрений на высокий износ двигателя не поленитесь измерить компрессию в цилиндрах: даже если в каком-то цилиндре компрессия более чем на 15 % ниже, чем в остальных, значит, степень износа этого двигателя очень высока.
На дизельных двигателях недостаточность компрессии опытный автомобилист может определить визуально: если только что заведенный двигатель издает прерывистый шум, а по мере прогревания «успокаивается» и работает спокойно, вероятно, у этого мотора компрессия недостаточна.
Кстати, что касается дизельных двигателей, помните: на приборной панели машины есть сигнальная лампа предварительного подогрева. Она загорается при включении зажигания и некоторое время горит, а затем гаснет. Так вот, заводить машину можно только после того, как она погасла; двигатель должен завестись без проблем. Если же после того, как лампочка перестала гореть, двигатель не заводится или заводится плохо, значит, где-то есть серьезная неисправность.
Если вы покупаете подержанный автомобиль с дизельным двигателем, то знайте, что густой черный дым из выхлопной трубы, появляющийся сразу после запуска машины, вовсе не свидетельствует о наличии какой-то неисправности. Напротив, для дизельных машин это вполне нормальное явление. Многие же автомобилисты ошибочно уверены в обратном. А вот если густой черный дым выходит из выхлопной трубы и по истечении некоторого времени работы двигателя, значит, нужно искать неисправность. В частности, проблема может заключаться в загрязнении воздушного фильтра, а также в сбоях системы впрыска. Если мотор выпускает густой черный дым, работая при этом с характерным громким стуком, значит, неисправны форсунки.
Дайте мотору поработать и прогреться в течение нескольких минут. Затем откройте капот и внимательно псклушайте работу двигателя: не «троит» ли он, нет ли лишних шумов и стуков и т. п. Подойдите к машине с задней стороны и посмотрите, какой дым выходит из выхлопной трубы: он не должен быть слишком обильным, а также черным или синим.
Если из выхлопной трубы выходит ярко-голубой или синий дым, это свидетельствует о неисправности двигателя, а точнее, об износе поршневых колец. Синева выхлопных газов — это следствие того, что в камеру сгорания попадает моторное масло, а из-за этого происходит его повышенный расход (в среде водителей есть такое выражение: «мотор ест масло»). Такому двигателю необходим капитальный ремонт, который, как известно, стоит немалых денег. Однако не следует забывать, что некоторые дизельные двигатели с прямым впрыском выпускают голубой дым при прогреве, но впоследствии (когда мотор достаточно прогрет) этот дым исчезает.
Что касается дизельных двигателей, то не все знают, что выхлопные газы исправного мотора почти не имеют цвета. Если же при работе дизельного двигателя из выхлопной трубы выходит газ сероватого или белого цвета, с высокой долей вероятности можно утверждать, что в цилиндры попадает охлаждающая жидкость. А это, в свою очередь, может свидетельствовать о повреждении прокладки головки блока цилиндров. Кроме того, подобный цвет выхлопных газов может говорить о неполном сгорании топлива из-за неправильного впрыска, распыления форсунки и др. Поэтому появление подобных симптомов в дизельной машине — значимый повод для весьма существенного снижения цены.
Если после запуска дизельного двигателя из выхлопной трубы выходит белый дым, который исчезает после прогрева мотора до рабочей температуры, возможно, не очень хорошо работают свечи накала. Это неплохой повод сбить цену на автомобиль, хотя на самом деле подобные симптомы не говорят о чем-то критичном.
Дизельному двигателю можно устроить еще одну небольшую проверку. Попросите хозяина завести мотор, откройте капот и найдите вентиляционный шланг (он довольно толстый, поэтому его легко обнаружить), который идет от масляного картера или от блока щшиндров к воздушному фильтру пли впускному коллектору. Отсоедините его и проверьте, И1* выходит ли из него густой дым, напоминающий туман. Если выходит, проверьте впускной коллектор и воздушный фильтр: возможно, туда попало моторное масло. Если это действительно так, скорее всего, двигатель машины сильно изношен.
При осмотре машины рекомендуется проверить систему выпуска выхлопных газов. Делается это очень просто: попросите хозяина машины завести ее и при работе двигателя на холостом ходу заткните выхлопную трубу. Если система выпуска выхлопных газов работает нормально, двигатель должен заглохнуть. Если же он продолжает работать как ни в чем не бывало, значит, где-то есть утечка из системы выхлопных газов.