Видимых проблем нет?
Проверим машину в деле!
Если тщательный осмотр автомобиля не выявил у него каких-либо серьезных недостатков и вы по-прежнему настроены его купить, можно приступать к проверке машины, как говорится, «в условиях, приближенных к боевым». Для этого нужно совершить пробную поездку.
ВНИМАНИЕ:
Помните: от того, насколько внимательно и ответственно вы проведете пробную поездку, во многом будет зависеть удачный выбор автомобиля.
Для проверки автомобиля выберите какую-нибудь дорогу с малоинтенсивным движением. Набрав скорость, держите ее на одном уровне и отпустите ненадолго рулевое колесо: автомобиль должен двигаться прямо, а если дорога немного выпуклая, то возможен легкий уход в сторону уклона. Если на ровной дороге при движении на постоянной скорости машину ведет вправо или влево, вероятно, у нее не отрегулированы развал и схождение колес. Более серьезная причина — неисправная
подвеска или нарушение геометрии кузова — уже может быть прямым следствием дорожно-транспортного происшествия. Однако если машину «ведет» в сторону, рекомендуется в первую очередь проверить давление в шинах: возможно, какое-то колесо просто немного спустило, и для решения проблемы достаточно будет его немного подкачать.
ВНИМАНИЕ:
Если машину «ведет» в сторону, то это приводит к преждевременному и неравномерному износу шины. А это уже чревато опасностями, особенно при движении по скользкой дороге.
Машину может «вести» в сторону и из-за того, что на колесах используются покрышки с разным рисунком протектора. Помните: для безопасного движения рисунок протектора должен быть одинаковым хотя бы на колесах, стоящих на одной оси.
Во время движения автомобиля передачи должны переключаться легко и свободно, но в то же время рычаг переключения передач не должен «болтаться». Обратите внимание на работу всех приборов (спидометр, счетчик пробега и др.).
Разгоните машину на дороге, после чего сбросьте газ: если при этом слышны воющие звуки, с высокой долей вероятности можно утверждать, что сильно изношены или неисправны шестерни.
Найдите на дороге неровное место (желательно с выбоинами и ямами) и прокатитесь по нему. Если при движении по ямам (а также на поворотах) в картере моста явно слышен металлический стук, скорее всего, у
подержанной машины сильно изношен дифференциал. Кстати, любые другие звуки и стуки, доносящиеся из подвески, крайне нежелательны: это свидетельствует о наличии серьезных проблем в ходовой части автомобиля. Часто подобные звуки возникают из-за неисправности или высокой степени износа стабилизатора поперечной устойчивости, резиновых втулок креплений амортизаторов, самих амортизаторов, шарниров подвески, полуоси, ШРУСов и др.
Если во время движения автомобиля явно слышен какой-то гул, возможно, требуется замена ступичного подшипника. Учтите, на некоторых машинах его можно заменить только вместе со ступицей (например, в некоторых моделях машин Форд). Если дело действительно в подшипнике, прислушайтесь и определите, на каком именно колесе он изношен.
Кроме того, гул может быть вызван неисправностью редуктора заднего моста (на заднеприводных машинах).
Однако бывает так, что доносящийся во время движения гул вовсе не свидетельствует о той или иной неисправности. Например, нередко гудят новые покрышки.
Разгоните автомобиль до скорости 50-60 км/ч, резко затормозите и обратите внимание на поведение машины: ее не должно уводить ни вправо, ни влево, все колеса должны затормаживать одновременно. Если это не так, значит, в тормозной системе автомобиля имеются серьезные неполадки. Стоит ли говорить, какими опасными последствиями это может обернуться, особенно при движении на скользкой дороге или в условиях плохой видимости!
Тормозная педаль не должна быть слишком мягкой, иначе торможение может оказаться неэффективным. Для устранения подобной неисправности в большинстве случаев достаточно прокачать тормоза. Если это не помогло, возможно, придется ремонтировать либо менять главный тормозной цилиндр или тормозные цилиндры на колесах; не исключено также, что проблема в тормозных трубках (шлангах) или в изношенных тормозных колодках. В некоторых случаях приходится менять тормозной суппорт в сборе.
При торможении тормоза не должны «визжать» и издавать другие посторонние звуки. Вибрация тормозной педали также свидетельствует о неполадках в тормозной системе (либо в подвеске).
Проверьте автомобиль на скорости при движении на поворотах. Проверка должна быть серьезной, но, разумеется, в разумных пределах: не стоит изображать из себя гонщика «Формулы 1». Даже если вы таковым являетесь (кстати, зачем тогда вам нужна эта книга?), российские дороги ни в коей мере не приспособлены к лихачеству, и дело может закончиться печально. Обидно разбить автомобиль, даже не успев его купить, не так ли?
Кузов автомобиля при движении на поворотах не должен слишком сильно накреняться. Если же это так, можете быть уверены, что амортизаторы на этой машине неисправны и требуют замены.
Чтобы проверить трансмиссию на наличие неполадок и износа, полезно выполнить следующие действия: при движении на спуске поставьте автомобиль на нейтральную передачу, выключите зажигание, затем вновь включите зажигание и передачу, которая соответствует текущей скорости автомобиля (при этом машина должна завестись на ходу).
При совершении пробной поездки на подержанном автомобиле с дизельным двигателем следует учитывать некоторые характерные особенности. Например, некоторые дизельные моторы быстро набирают мощность независимо от того, нажимает водитель на педаль газа или нет. Как правило, в большинстве случаев это обусловлено подсосом воздуха в топливную систему. Нельзя сказать, что эта неисправность критична: если других нареканий по данной машине нет, то отказываться от покупки только из-за этого нецелесообразно. Однако вы вполне можете потребовать от продавца устранения этого недостатка, либо, если он откажется, соответствующего снижения цены. Торгуясь, в качестве дополнительного аргумента вы можете использовать тот факт, что данная неисправность может быть чревата другими неприятностями (в частности, падением мощности двигателя, его плохим запуском и др.). Учтите, что на устранение подсоса воздуха в топливную систему может потребоваться несколько часов или даже целый день, причем большинство этого времени вы потратите на поиск места, где произошла разгерметизация.
ПРИМЕЧАНИЕ:
На старых дизельных автомобилях с большим пробегом непроизвольные колебания частоты вращения коленчатого вала могут служить подтверждением сильного износа двигателя.
На некоторых машинах стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости никогда не переходит во вторую часть шкалы. Такой автомобиль приобретать не рекомендуется: данный симптом может свидетельствовать о том, что
мотор машины долго эксплуатировался при низких температурах. Это отрицательно сказывается на состоянии двигателя (в частности, у его деталей наверняка будет повышенный износ), расходе топлива, работе системы смазки. Вы можете также определить, эксплуатировался ли
двигатель автомобиля в холодных условиях по наличию осадка белого цвета или белых отложений внутри масляного фильтра, на масломерном щупе, а также на шланге вентиляции масляного картера.
Однако гораздо больше следует опасаться другой крайности — перегрева двигателя. Причины перегрева могут быть самыми разными: загрязнение радиатора, плохая циркуляция жидкости или скопление накипи в системе охлаждения, воздушная пробка, недостаток жидкости в системе и др. Каждый из этих недостатков с высокой долей вероятности может свидетельствовать о том, что прежний хозяин относился к машине спустя рукава и плохо за ней следил, хотя любая из этих неисправностей устраняется относительно быстро и дешево.
На дизельном двигателе перегрев может быть вызван неисправностью форсунок; отметим, что в данном случае могут проявиться и другие симптомы неисправности двигателя, а ремонт будет стоить довольно дорого. Еще одна причина перегрева — неправильный момент впрыска топлива (эта неисправность устраняется сравнительно легко).
ПРИМЕЧАНИЕ:
В любом случае перегрев двигателя должен вызвать настороженность у покупателя и заставить его серьезно задуматься о целесообразности покупки данного автомобиля. У любого более или менее опытного автомобилиста к машине, у которой перегревается мотор, формируется отрицательное отношение.
При совершении пробной поездки настоятельно рекомендуется использовать как можно больше разных приемов вождения. Например, попробуйте быстро разогнать машину, выполните торможение двигателем, при движении на небольшой скорости резко и до упора нажмите педаль газа (мотор не должен «чихать», а сцепление — пробуксовывать) и т. д. Выполните серию небольших, но частых поворотов, разгоните машину и резко сбросьте газ, выполните частое торможение, попробуйте иные действия и маневры.
ВНИМАНИЕ:
Перед выполнением любых действий и маневров во время совершения пробной поездки обязательно спросите разрешение у хозяина автомобиля, особенно при покупке машины на автомобильном рынке. Возможно, техническое состояние машины не позволяет выполнять ту или иную проверку. Например, выше я говорил о том, что при движении на спуске можно выключить зажигание для последующей проверки трансмиссии. Но на машине вполне может быть установлено противоугонное устройство, которое сразу блокирует руль при выключении зажигания. Стоит ли говорить, что в таком случае вы можете создать на дороге аварийную ситуацию!
При осуществлении пробной поездки не жалейте времени и тщательно проверяйте автомобиль. Помните, что каждая обнаруженная неисправность дает вам отличный повод поторговаться и потребовать снижения цены. Да и в любом случае вам необходимо знать, что на самом деле вы покупаете, дабы максимально снизить вероятность приобретения «кота в мешке». В последнее время, покупка подержанной машины в
автомобильном салоне более оправдано, так как на них дается гарантия.